- Юрий Ильич, Москва уже более 20 лет работает с соотечественниками — это было еще до того, как подобная работа начала вестись на федеральном уровне. Потом времена менялись, были и перемены в подходах к работе с соотечественниками. Каким направлениям сейчас уделяется наибольшее внимание?

 - Вы совершенно правы, Москва, как регион, занимается соотечественниками с 1997 года — как раз 20 лет. А Московский Дом соотечественника (МДС) на следующий год будет отмечать 15-летие.

Что касается новых подходов. Новые подходы невозможны без накопленного опыта. И у нас он накоплен, без ложной скромности, гигантский.

Просто факт - я лично занимаюсь работой с соотечественниками 25 лет. И сперва мы, даже честно говоря, не знали, с чего начать. Вспоминаю, как мне на книжном «развале» попалась книга «Русская община за рубежом». Чехословакия, 1927-й год. Когда я начал читать, то понял, с чего начинала свою работу белая эмиграция - с поддержки русского языка, с создания сети русских школ, курсов повышения квалификации учителей, летних лагерей для детей. И это мы и взяли за основу.

Что сейчас изменилось... Несомненно, изменилась обстановка в мире. На последней тематической конференции, как вы слышали, были соотечественники из 92 стран мира. А когда мы начинали, в основном упор делался на страны СНГ, так как там в одно мгновение 25 миллионов человек оказались вне исторической родины не по своей вине.

Нашим приоритетом сегодня, стержнем координации соотечественников и их единения является русский язык. Это и издание учебников, привлечение профессуры, в том числе московских вузов — у нас же есть два своих педагогических университета в Москве. Это и проведение курсов повышения квалификации, и проведение круглых столов по вопросам русского языка.

Как пример - куда бы не «приезжали» Дни Москвы, в организации которых МДС принимает самое непосредственное участие, мы организуем круглые столы для соотечественников «Образование через культуру - культура через образование. Формула XXI века». Это первый момент.

Второй момент — конечно, внимание молодежным организациям. Дело в том, что старшее поколение, которое начинало — оно на исходе. И если мы сейчас не вольем новую, свежую струю…